Богослужения и Таинства

Как научиться понимать богослужение: книги, сайты, мобильные приложения, рекомендации

О Таинствах

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Св. Церковь говорит своим чадам о Таинствах, установленных Господом.
Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость — все во власти Божией. В Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам!
Господу угодно было учредить семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение.
Собор Преображения Господня и церковь святителя Иннокентия Московского в Люберцах

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином,если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Если крестится младенец, он должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и воспримет учение Христа всем сердцем и разумом.

Таинство Крещения совершается только после предварительного собеседования, на котором крещающимся, родителям и восприемникам младенцев, будут оглашены начальные понятия православного вероучения.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Крещения, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

О времени и порядке проведения огласительных бесед перед Таинством Крещения в храмах Люберецкого благочиния узнавайте в разделе Приходские храмы, выбрав интересующий Вас приход.

Покаяние, или Исповедь, есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но погиб в отчаянии, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Для достойной подготовки к Таинству Исповеди существует множество литературы, например, труд Святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь Кающимся»

В Таинстве Причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: «приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаю во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с «теплотой», чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

В Таинстве Миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I-го века Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.

Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники — епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники.

Обычно Миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами «печать дара Духа Святаго. Аминь» священник крестообразно помазует верующему чело — для освящения мыслей его, очи — чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши — да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста — дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки — для освящения на дела, угодные Богу, ноги — для хождения по стопам заповедей Господних, грудь — чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек — плоть его и душа.

Таинство Елеосвящения, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство Елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить его и один иерей. Соборование берёт свое начало от Св. апостолов, получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6, 13), Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 — 15). Младенцев не соборуют, т. к. у них не может быть сознательно совершенных грехов.

Раньше Елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь — чаще — в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницей (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу — Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение грехов, забытых или неосознанных, даруется соборующемуся.

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

«Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство Брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Таинство Брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Венчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Венчание может быть совершено только над лицами православного вероисповедания, состоящими в браке, зарегистрированном надлежащим образом гражданскими властями и не состоящими в другом церковном венчанном браке.

При оформлении в церковной лавке храма, должны быть представлены паспорта венчающихся с отметкой о регистрации брака и свидетельство о заключении брака государственного образца.

При подготовке к Венчанию, венчающимся необходимо заранее посетить храм и побеседовать со священником.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Венчания, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

О времени и порядке проведения огласительных бесед перед Таинством Венчания в храмах Люберецкого благочиния узнавайте в разделе Приходские храмы, выбрав интересующий Вас приход.

Прокрутить вверх